Икона Божьей Матери, названная Пименовской, не так широко известна, как Владимирская или Казанская. Однако эта древняя чудотворная святыня глубоко чтится православными верующими и имеет богатую историю. Рассказ о ней – в материале ниже.
Иконография и значение Пименовской иконы Божьей Матери
Среди знатоков древней иконописи этот Богородичный образ нередко именуется «Богоматерь Одигитрия Пименовская». Действительно, в иконографическом плане эта икона максимально близка к типу Одигитрии («Путеводительницы» или «Наставницы»). Это определяется следующими деталями:
- стандартное поясное изображение Богоматери;
- Богомладенец сидит на её левой руке, обращённый к зрителю;
- правой рукой Младенец благословляет зрителя, в левой держит свиток.
Однако композиция здесь имеет некоторые отступления от установленного канона, по которым Пименовскую икону можно отличить от других изображений Богоматери этого типа:
«Как обычно, Мария держит Младенца на левой руке, но её правая рука не поднята к груди, а осторожно поддерживает Младенца. Образ Одигитрии здесь по человечности и интимности переживаний ближе к лирическому типу Умиления, чем к строгой Наставнице, как её называли на Руси».
Н.Б. Салько, искусствовед
Пименовская Божья Матерь писана на сияющем золотом фоне. Фигура Богородицы полностью укрыта вишнёво-коричневым мафорием без каких-либо украшений, на голове под покрывалом – белоснежный чепец. Красочная гамма дополняется алым пятном хитона Богомладенца с золотыми бликами. Свиток, который Христос держит в руке, также имеет насыщенно-красный цвет.
Значение Пименовской иконы Божьей Матери совпадает со смыслом любой Одигитрии. Этот образ символизирует явление Небесного Царя в мир и предлагает поклониться Младенцу.
Пименовская икона изначально была односторонней. Однако в XVIII веке на её обороте было выполнено изображение Благовещения Пресвятой Богородицы.
Происхождение и датировка Пименовской иконы Божьей Матери
На Руси Пименовский Богородичный образ известен с конца XIV века. Большинство специалистов сходятся во мнении, что эта икона имеет византийское происхождение. Анализ техники письма говорит о том, что написана она была также в XIV веке. Поэтому на русскую землю Пименовская Одигитрия пришла совсем «молодой».
Название этой иконы связано с именем митрополита Киевского и всея Руси Пимена. В течение одного десятилетия он трижды посетил Константинополь:
- в 1380-1381 году;
- в 1385-1386 году;
- в 1389 году.
Об этих путешествиях один из спутников Пимена составил что-то вроде путевых заметок, которые известны под названием «Хождение Пименово в Царьград». Во время последней поездки митрополит скончался, поэтому принято считать, что икону Богородицы он привёз на Русь либо в 1381, либо в 1386 году. Более вероятной датой является первая, поскольку в 1381 году Пимен возвращался в Москву с большой торжественностью.
Первое письменное упоминание о Пименовской Одигитрии можно встретить в «Книге Степенной царского родословия», датируемой концом XVI века. Новую икону сразу поместили в алтарь Успенского собора Московского Кремля, где она пребывала в течение ста лет. Затем её перенесли в Благовещенский собор, а в XVIII веке – в Мироваренную палату Патриаршего дворца Московского Кремля.
Чудеса, творимые через икону Божьей Матери Пименовская
Практически сразу же по приезду на русскую землю Пименовская Одигитрия стала источником чудесных исцелений. Все они были связаны с мироточением – уникальным феноменом, результатом которого становится выделение на поверхности иконы благоуханного масла.
Самый первый случай мироточения Пименовской иконы был зафиксирован в 1407 году в упомянутой выше «Книге Степенной». Некто Тютрум, «славный купец», уговорил служителей собора, чтобы принесли этот образ Богоматери в его дом и сотворили молебен. Во время состоявшегося богослужения и произошло чудо мироточения.
Ещё один письменный источник, в котором имеется упоминание об истечении миро из Пименовской Богородицы, хранится в Отделе редких книг и рукописей научной библиотеки МГУ. Называется он «Сказание» и составлен в XVIII веке сторожем Благовещенской церкви С. Моховиковым. Составитель красочно рассказывает о том, как «миро шло от главы её», имея в виду Пименовскую Одигитрию.
Ароматное миро, собираемое с иконы, во все времена использовали для помазания больных и страждущих богомольцев. Согласно преданиям, после помазания и молитвы перед иконой Пименовской Божьей Матери люди исцелялись от различных телесных и духовных хворей. Вероятно, эта источаемая особая благодать и стала одной из причин перенесения образа в отстроенную Мироваренную палату.
Возможные прототипы Пименовской иконы Божьей Матери
Сербский исследователь Пименовской Одигитрии С. Радойчич первым обратил внимание на сходство этого образа с полнофигурным изображением Богоматери на створке реликвария Фомы Прелюбовича, который в XIV веке правил Янинским деспотатом. Эта створка представляет собой левую панель диптиха, подаренного Марией Палеолог Преображенскому монастырю в Метеорах.
Однако более вероятный прототип образа Божьей Матери Пименовская – мозаичный Богородичный образ в монастыре Хоры в Константинополе.
Варианты изводов Пименовской иконы Божьей Матери
В настоящее время в разных российских церквях можно встретить различные изводы иконы Пименовской Одигитрии:
- полнофигурное изображение Богородицы, на котором она представлена в полный рост;
- поколенное изображение Богородицы;
- поясное изображение Богородицы, сопровождающееся изображениями Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова и Архангелов.
В храме Святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке есть также интересный извод, на котором нижнее поле Пименовской Богородицы занято изображениями Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого.
Местонахождение оригинала Пименовской иконы Божьей Матери
К счастью, древняя Пименовская икона Божьей Матери дожила до наших дней. В 1918 году она была перенесена из Кремля в Государственный исторический музей, где над ней потрудились реставраторы.
«До XX века не существовало такого понятия как реставрация икон. Древние изображения со временем старели, покрывающая их олифа темнела, и лики становились практически не различимыми. Такую икону могли отдать на «поновление», и другой иконописец прямо поверху прописывал лик свежей краской. То же происходило и с Пименовской иконой. Только после Октябрьской революции художники реставраторы получили возможность «раскрыть» её, освободив от позднейших наслоений и старой олифы. Можно твёрдо сказать, что Пименовскую Богородицу мы сегодня видим такой, какой её изобразил византийский иконописец XIV века».
Людмила Севастьянова, художник, искусствовед
После раскрытия Пименовская икона некоторое время оставалась в стенах Исторического музея, а в 1930 году её переместили на хранение в Третьяковскую галерею. Там она пребывает и сейчас.
В чём помогает икона Божьей Матери Пименовская
Искреннюю молитву Богородице перед Пименовской иконой верующие творят независимо от конкретных нужд. К ней обращаются за помощью в любых жизненных ситуациях. Однако более всего этот образ славится благодатью исцеления:
«Когда у меня тяжело заболел муж, и ему сделали операцию на головном мозге, шансов на выздоровление нам давали мало. Муж после удаления опухоли был очень слабым, реабилитации почти не поддавался. В отчаянии я стала по дороге в больницу каждый день забегать в церковь и молиться перед иконой Богородицы, хотя до этого в храме бывала если только на Пасху. Наверное, мои слёзы и молитвы были услышаны, потому что вскоре после этого у мужа будто бы что-то переключилось, и он стал набирать силы буквально на глазах. Сейчас уже почти здоров. А я узнала название той иконы, перед которой молилась – Пименовская Божья Матерь».
Елена, Челябинск
Куда вешать и как молиться перед Пименовской иконой Божьей Матери
Освящённый в церкви образ Пименовской Божьей Матери дома размещается на иконостасе слева от иконы Спасителя. Если домашнего иконостаса нет, можно поставить Пименовскую Одигитрию и отдельно.
Старинную икону, или новую, но написанную темперой на доске, лучше поместить в киот. Это предохранит семейную реликвию от растрескивания основы и порчи живописи.
Перед Пименовским образом Божьей Матери можно творить следующие молитвы:
«Богородице Дево, Спасительница рода человеческого, усердная Помощница и Заступница всех страдающих во грехе недостойных рабов Божиих! Прилежно молю тебя: не оставь раба Божьего (имя) во тьме, боли и печали. Усмири страдания телесные и душевные, Владычица, и даруй (имя) жизнь светлую и долгую. Аминь».
«Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна! Обиду мою веси – разреши ту, яко волиши! Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати! Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь».
19 июня, в день празднования иконы Божьей Матери Пименовская, полезно читать перед её образом церковные тропари и кондаки:
«К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадeм, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы».
«Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя».