Можно быть аскетом или ценителем пышного декора, придерживаться минималистичного стиля или воплощать в квартире барокко, но обойтись без минимального набора аксессуаров не получится. Что лучше всего украшает жилье – конечно, картина. Небольшие пейзажи, габаритные полотна, коллажи из фото или неброский рисунок любимого родственника – это может быть все, что угодно. А картины нужно вешать на стены. И не просто прибивать как угодно, а ровно, красиво и с соблюдением правил.
Какими инструментами провести измерения
Для замеров подойдут все и любые инструменты, которые окажутся под рукой. Мастера определяют расстояния «на глазок», умельцы обходятся столовым ножом, ученикам пригодятся:
- строительный уровень;
- рулетка;
- линейка;
- карандаш.
Продвинутые пользователи гаджетов применяют приложение для смартфона. Софт помогает выполнить замеры быстро и без особых усилий.
Строительный уровень
Строительный уровень – специальный инструмент в виде толстой планки. Внутри уровня есть капсула с жидкостью, положение которой показывает степень отклонения от нужных параметров.
Уровень выбирают по размерам картины. Если полотно большое, короткий инструмент не подойдет.
Порядок работы уровнем простой:
- отмечают две точки на стене – это будет верхний край рамы;
- соединяют их тонкой линией;
- прикладывают уровень, смотрят на показатель жидкости с пузырьками воздуха.
Если пузырек внутри капсулы стоит ровно, значит, линия проложена с нужной точностью.
Баклага с водой
Баклажка или прозрачная бутылка с водой вполне заменят уровень. Работать с сосудами ничуть не сложнее, чем со специальным инструментом:
- приложить к линии баклагу;
- если вода распределилась ровно, линия проложена так, как нужно.
Приложение на смартфоне
Владельцам смартфонов с платформой Android пригодится полезное приложение «Уровень лазера». Софт выложен в магазине приложений, позволяет обходиться без нивелира и строительного уровня, подходит для замеров угла наклона уже подвешенных картин, прочих аксессуаров.
Порядок действий следующий:
- Открыть на смартфоне магазин приложений. Запустить поиск нужной программы.
- Скачать ПО на устройство. Запустить.
- Отменить функцию выключения экрана при замерах, выбрать нужный режим: «лазерный», «пузырьковый».
- Замерить ровность линии. В режиме с лазером на экране появится красная линия. Смартфон ставят ребром на плоскую поверхность, камеру направляют на нанесенную черту. Программа сама покажет наличие отклонений.
- Замеряя ровность линии в пузырьковом режиме, владелец смартфона увидит виртуальный бегунок. Он подскажет процент отклонений на плоскости.
Также есть софт для владельцев Windows Phone. Программа не отличается разнообразием, но вполне справится с замером ровности линии.
Виды крепления для картин на стену
Кроме привычных дюбелей, саморезов и гвоздей в арсенале мастеров появились различные крючки, клеевые вещества и прочие устройства. Незаметные крепежи помогут обойтись без разрушений стен перфоратором или дрелью, но при этом надежно зафиксируют картину на положенном месте.
Размещение картины при помощи строительных инструментов
Если вариант с клеевыми составами, скотчем и кнопками не подходит, в руки берут строительные инструменты. Работают ими с учетом материала стен:
№ |
Материал стен | Инструмент и особенности работы |
1 |
Дерево | Молоток и гвозди. Метизы берут с тонкой ножкой, очень хороши декоративные гвозди с плоской шляпкой, с которой не соскальзывает петелька |
2 | Бетон |
Работают перфоратором. Высверливают отверстие диаметром в 0,6 см, вставляют дюбель и ввинчивают шуруп, крюк. Если необходимо навесить несколько картин или одно, но тяжелое полотно, делают несколько отверстий в стене |
3 | Кирпич |
Работают дрелью. Перфоратор разрушит кирпичи, а дрель вполне справится с прочным, но рыхлым материалом. Просверленные дырки сначала заполняют цементным раствором, а только после этого вкручивают дюбели |
4 |
Гипсокартон |
Рыхлый и непрочный материал может разрушиться под воздействием тяжести. Просверливают дырки шуруповертом, в отверстия вставляют дюбель-бабочку с распоркой. Эти распорки удержат крепеж и не дадут дюбелю вывалиться под массой картины |
На стены из гипсокартона не вешают картины тяжелее 10 кг.
Способы крепежа без дрели и молотка
Самый простой вариант фиксации полотна без порчи отделки – применить булавки с головкой или толстые иголки. Такой крепеж выдержит легкие полотна весом до 1 кг, работать булавками очень просто:
- воткнуть острие как можно плотнее под обои или другую обивку стен;
- крепеж поставить немного наискосок, головкой булавки или иголки вверх;
- проверить плотность фиксации, навесить картину, а иголку можно немного вбить в стену.
После демонтажа картины на месте не останется никаких следов, мелкие проколы будут незаметны. На иголки и булавки удобно крепить листы и полотна без тяжелых рам, багетов.
Чтобы прочнее закрепить иголку в стене (декоре) в место прокола капают немного суперклея и затем всаживают (вбивают) иголку. Состав высохнет и не даст крепежу сползти вниз.
Кронштейн
Кронштейны используют для массивных полотен или габаритных изображений. Такой тип фиксации называют галерейным. Под потолок или на саму плоскость крепят деревянную рейку, в которую вкручивают кронштейн.
На крепеж наматывают леску, веревку, а на них уже картину. Система отличается надежностью, прочностью, позволяет создавать многоярусные композиции с разной высотой монтажа полотен.
Полимерный клей
Фиксация с помощью полимерного клея имеет достоинства и недостатки. Плюс – это надежный крепеж «на века». Минус – придется мазать всю плоскость рамы, чтобы надежно зафиксировать полотно на стену. Это не всегда удобно и выгодно – демонтаж потребует отрывания декора на стене.
Чтобы приклеить картину, клей наносят по краям или по всему периметру рамы. Для надежности приклеенную картину на сутки подпирают, чтобы полимеры хорошо схватились, и полотно не сползло по стене.
«Жидкие гвозди»
Смесь отлично справится с фиксацией любого веса, не портится от нагрева, влаги – это плюсы. Минус, как и у полимеров, при демонтаже картины придется отрывать крючок вместе с обоями. Зато не останется дырки, которую намного сложнее заделать.
Ультрапрочный состав наносят двумя способами:
- Намазывают на раму по углам или по всему периметру багета. Прикладывают намазанной стороной к стене, придерживают 5 минут и отпускают.
- Берут пробку или кусок деревянной доски, вбивают в него гвоздь. На обратную сторону пробки (деревяшки) намазывают «жидкие гвозди», приклеивают основу к стене. На гвоздь навешивают картину.
Вместо «жидких гвоздей» подойдет любой суперклей.
Крючки с липучками
Это самые обычные хозяйственные крючки, обратная сторона которых намазана клеем. Клей защищен бумагой, перед фиксацией крючка бумагу убирают, крючок прижимают к стене и немного придерживают. Через 30 секунд отпускают крючок, навешивают на него картину – готово.
Проблема всех крючков с липучками – они редко выдерживают вес более 2-5 кг. Чтобы гарантировать надежность фиксации, липучку усиливают двусторонним скотчем.
Липучки для картин на стену
Для фиксации картин покупают не канцелярские липучки, а монтажный материал, способный выдержать до 4 кг. Лента обладает высокой адгезией с любыми поверхностями, покрытиями – металлом, ДСП, стеклом, тканью, деревом и пр.
Несколько советов помогут справиться с задачей:
- Ленту можно разрезать на кусочки или приклеить по всей плоскости багета.
- Самая лучшая адгезия у липучек на тканевой, а не бумажной основе.
- Тяжелые картины вешают на несколько полосок липучки. Ленту наклеивают на обратную сторону рамы, выбирают несколько мест вверху, по бокам и внизу.
- Полотна весом от 4 кг фиксируют на кронштейны или гвозди, дюбели. Липучка не справится с такой нагрузкой.
- Чтобы лента не оставила следов на обоях, ее снимают под углом в 90 градусов.
Если лента-липучка в магазине закончилась, покупают специальные «застежки для картин». Это фиксаторы Крепс, Command. Одну часть застежки размещают на стене, вторую – на раме. Минус фиксаторов – малая нагрузка, они не выдерживают более 2 кг, зато с поверхности стены удаляются быстро, не оставляют следов.
Кнопки
Канцелярские кнопки заменят самый сложный крепеж. Алгоритм работы с кнопкой такой:
- покупают канцелярские кнопки с длинной ножкой (их могут заменить декоративные гвозди с плоской шляпкой);
- обои надрезают крестом, слегка отгибают края, освобождая стену;
- надрез делают очень небольшим, чтобы поместилась только шляпка кнопки;
- наносят на стену каплю суперклея, вдавливают кнопку так, чтобы шляпка потом оказалась прикрытой обоями;
- расправляют обои, чтобы они приклеились;
- на острую ножку навешивают картину.
По уверениям мастеров, кнопки выдерживают до 2,5-3 кг массы – отличная замена любым метизам.
Скрепки
Канцелярские скрепки – еще один вариант фиксации полотен на стене. Работать с ними не сложнее, чем с кнопками:
- Обои также надрезают. Скрепку немного распрямляют, делая из нее крючок.
- На стену наносят каплю клея, вдавливают скрепку, оставляя наружу сам крючок.
- Как только клей схватится, навешивают легкую картину.
Срок высыхания клея смотрят на упаковке, чаще всего он составляет 24 часа.
«Крючок-паучок»
Фиксация с помощью такого крючка подходит только для очень легких полотен. Крючки с паукообразной тонкой крестовиной вбивают молотком – на этом работы закончены. После демонтажа полотна на стене остаются незаметные проколы.
Пошаговая инструкция по размещению картины
Повесить картину нужно так, чтобы она придавала помещению комфорт, наполняла его уютом, приятной атмосферой. И тут важны все нюансы, малейшее нарушение перспективы сведет все усилия «на нет».
Что нужно сделать перед покупкой картины
Приобретение полотна – важный шаг, но к нему необходимо подготовиться. Специалисты советуют выполнить ряд простых действий:
- оценить необходимость приобретения картины – если комната уже забита аксессуарами, мебелью, то очередное полотно может «не вписаться»;
- представить, куда именно будет помещена картина;
- замерить свободное пространство, увидеть сочетаемость холста с обстановкой;
- продумать цветовую гамму, оценить возможность аксессуара с контрастными оттенками;
- продумать стилистическую совместимость картины и обстановки.
Декораторы рекомендуют оттенять «холодные интерьеры» яркими оттенками, декор «теплых» тонов слегка разбавлять нейтральным, прохладным цветовым спектром.
«Впишется» ли картина?
Чтобы полотно «вписалось» в интерьер, оценивают не только пустоту стен, но и обстановку, обивку:
- Обращают внимание на двери, ниши, выступы. Рядом с высокими шкафами картины «проигрывают». Лучше монтировать полотна там, где нет вертикальных предметов меблировки.
- Идеальный вариант – пустая стена над комодом, столиком, камином или кроватью. Но только если декор стен не подразумевает пестроты и многоцветия рисунка.
- Картины размещают либо рядом, чтобы не создавать в доме «музей», либо размещают в разных зонах, группируют по темам, сюжетам и пр.
Исключения есть из любых правил, поэтому не стоит отказываться от мечты украсить дом рисунками. Например, геометрические картины по соседству со стеллажами добавят «деловитости», а нейтральные абстракции слегка «сгладят» угловатость конструкций.
Размер холста
Чтобы картина в доме выглядела гармонично, не «забивала» интерьер, стоит придерживаться правил:
- если полотно навешивают над диваном или столом, ширину рамы считают не менее половины длины спинки, столешницы;
- при условии монтажа полотна над двумя и более предметами, стоящими в ряд, половину длины считают от суммы длины всех предметов мебели;
- группы картин навешивают с небольшим расстоянием между рамами, такие группы вполне могут занимать более 2/3 свободной площади;
- если покупают холст на абсолютно пустую стену, его габариты должны составлять примерно треть всей площади стены.
«Музейная формула» расположения
Если возникает проблема с расположением картины, за правило берут «музейную формулу»:
- Мысленно рисуют линию, которая проходит через центр картины. Расстояние от пола до гвоздя должно быть не менее 152 см. На этот гвоздь и будет подвешена картина.
- В расчет принимают не только полотно, но и паспарту, раму. Если на стену планируют монтировать несколько полотен, считают и просветы между рамами.
- При соблюдении формулы, центр изображения окажется на уровне глаз человека. Допустимо немного сдвигать картины, например, маленький пейзаж опустить, а большой немного приподнять.
- Если любоваться на картины лучше сидя (в гостиной, кухне), полотна навешивают ниже. В любом случае от напольного покрытия до центра холста не должно быть менее 60 см.
И еще немного советов:
- чтобы визуально сделать комнату чуть вытянутой и приподнять потолки, покупают 2-3 вертикальных картины;
- для зрительного расширения помещения на стену монтируют горизонтальные пейзажи;
- длинную комнату дополняют крупной и яркой картиной на торцевой стене, так можно немного «укоротить» помещение;
- картины не вешают на стену, куда падает солнечный свет, от него полотна быстро выгорают;
- чтобы подсветить холст, покупают галогенные лампы, они не портят краски, не сушат основу;
- крупные картины требуют много пространства и расстояния – дистанцию считают умножением высоты рамы на 2, если рама 1 метр, до картины должно быть не менее 2 метров.
Чтобы подчеркнуть красоту холста, выделить полотно, его навешивают на стену, которая видна от входа – на это место сразу падает взгляд, изображение обязательно заметят и оценят.
Как повесить модульную картину
Модульная картина – это композиция из нескольких фрагментов, элементов. Картины могут быть из 2-х, 3-х и более частей, каждый сегмент содержит часть сюжета или модули представляют собой разрозненные полотна с одной идеей. Правила навешивания модульной картины очень просты:
- Сегменты предварительно раскладывают на поверхности. Осматривают их размеры, оценивают пустое пространство на стене.
- Размечают стену с учетом расположения сегментов на небольшом расстоянии друг от друга.
- Если картина имеет внушительные габариты, для нее выбирают большую и пустую стену. Комната тоже не должна быть перенасыщена декором, мебелью.
- Выбирают центральный фрагмент, фиксируют на нужное место. Иногда центральная часть больше размером или имеет основную деталь сюжета.
- Затем фиксируют другие сегменты, отступая от предыдущих 2-4 см.
Как скомпоновать разные картины
Ничего сложного в гармоничном размещении разных картин нет. Их выбирают по теме, стилю, цвету или всем 3 признакам. Внимание человека всегда направлено на центральные картины – вот их и делают основными, главными по смыслу.
Декораторы предлагают размещать картины симметрично или сделать «мозаику» из нескольких маленьких зарисовок рядом с большим полотном, выложить из изображений фигуру и т.д.